Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
1811-1848

Навигация
Биография
Произведения
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (32)


Литературная критика "Петербургский сборник"
Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Петербургский сборник"

 



"Бедные люди", роман г. Достоевского, в этом альманахе - первая статья
и по месту и по достоинству. Начинаем с нее.
Появление всякого необыкновенного таланта рождает в читающем и пишущем
мире противоречия и раздоры. Если такой талант является в раннюю эпоху еще
неустановившейся литературы, - он встречает, с одной стороны, восторженные
клики, неумеренные хвалы, с другой - безусловное осуждение, безусловное
отрицание. Так было с Пушкиным. Одни увидели в нем "северного Байрона" (как
будто где-нибудь был южный Байрон!), "представителя современного
человечества", и все это - по первым его произведениям, особенно по тем,
которые были слабее других и теперь совершенно потеряли безотносительную
ценность; {51} другие упорно смотрели на его произведения, как на унижение,
профанацию поэзии, во имя дебелых торжественных од, к которым привыкли с
детства. Понять Пушкина предоставлено было уже другому поколению, и едва ли
уже не после его смерти. Несколько иначе было с Гоголем. Много встретил себе
врагов талант Пушкина, но несравненно более явилось преданных ему друзей,
восторженных его почитателей. Против него были старцы летами и духом; за
него - и молодые поколения, и сохранившие свежесть чувства старики. Как
всякий великий талант, Гоголь скоро нашел себе восторженных поклонников, но
число их было уже далеко не так велико, как у Пушкина. Можно сказать, что
как на стороне Пушкина было большинство, так на стороне Гоголя -
меньшинство: большинство же было сначала решительно против Гоголя. И это
очень естественно: мир поэзии Гоголя так оригинален и самобытен, так
принадлежит исключительно его таланту, что даже и между людьми, не
омраченными пристрастием и не лишенными эстетического смысла, нашлись такие,
которые не знали, как им о нем думать. В недоумении, им казалось, что это
или уж слишком хорошо, или уж слишком дурно, - и они помирились на половине
с творениями самого национального и, может быть, самого великого из русских
поэтов, то есть решили, что у него есть талант, даже большой, только идущий
по ложной дороге. Естественность поэзии Гоголя, ее страшная верность
действительности, изумила их уже не как смелость, но как дерзость. Если и
теперь еще не совсем исчезла из русской литературы та чопорность, которая
так прекрасно выражается французским словом pruderie {Показная,
преувеличенная стыдливость, щепетильность. - Ред.} и в которой так верно
отразились нравы полубоярской и полумещанской части нашего общества; если и
теперь еще существуют литераторы, которые естественность считают великим
недостатком в поэзии, а неестественность великим ее достоинством и новую
школу поэзии думают унизить эпитетом "натуральной", - то понятно, как должно
было большинство публики встретить основателя новой школы. И потому
естественно, что еще и теперь в нем упорствуют признавать великий талант
часто те самые люди, которые с жадностию читают и перечитывают каждое его
новое произведение; а кто теперь не читает с жадностию его новых и не
перечитывает с наслаждением его старых произведений? Нет нужды говорить, что
беспощадная истина его созданий - одна из причин этого нерасположения
большинства публики признать _на словах_ великим поэтом того, кого оно же,
это же большинство, признало великим поэтом _на деле_, читая и раскупая его
творения и даже самыми своими нападками на них давая им больше, нежели
только литературное значение. Но, при всем том, первая и главная причина
этого непризнания заключается в беспримерной в нашей литературе
оригинальности и самобытности произведений Гоголя. Говорим: _беспримерной_,
потому что с этой стороны ни один русский поэт не может итти в сравнение с
Гоголем. Всякий гениальный талант оригинален и самобытен; но есть разница
между одною и другою оригинальностью, между одною и другою самобытностью.
Оригинальность и самобытность Пушкина, в отношении к предшествовавшим ему
поэтам, кроме печати особности, положенной личностию его на его творения,
состояла преимущественно в том, что их произведения были только стремлением
к поэзии, а его - самою поэзиею; они, так сказать, были кандидатами на
звание поэтов, а он был поэтом-художником в полном и совершенном значении
этого слова. Но тем не менее, к чести предшественников Пушкина должно
сказать, что они имели на него большее или меньшее влияние и их поэзия
больше или меньше была предвестницею его (поэзии, особенно первых его
опытов. Еще прямее
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Петербургский сборник"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"