Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
1811-1848

Навигация
Биография
Произведения
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (31)


Литературная критика "(Россия до Петра Великого)"
Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "(Россия до Петра Великого)"







СТАТЬЯ I

Все _народное_ ничто перед
_человеческим_. Главное дело быть _людьми_, а
не _славянами_. Что хорошо для людей, то не
может быть дурно для русских; и что англичане
или немцы изобрели для пользы, выгоды
человека, то мое, ибо я человек!

Карамзин. Письма русского
путешественника,
т. III., стр. 167 {1}

Мы, русские, беспрестанно упрекаем самих себя в холодности ко всему
родному, в равнодушии ко всему отечественному, русскому {2}. Справедливо ли
это? - И справедливо и нет! Справедливо, потому что это факт; несправедливо,
потому что в уразумении этого факта принимают следствие явления за самое
явление. Что такое любовь к своему без любви к общему? Что такое любовь к
родному и отечественному без любви к общечеловеческому? Разве русские сами
по себе, а человечество само по себе? Сохрани бог!.. Только какие-нибудь
китайцы особны и самостоятельны в отношении к человечеству; но потому-то они
и представляют собою карикатуру, пародию на человечество, и человечество
отвращается от братства с ними. Но и китайцы еще не пример в этом вопросе,
потому что было время, когда и китайцы были связаны с человечеством, выразив
собою первый момент его сознания в форме гражданского общества; {3} этому и
обязаны они своим дивным государственным устройством, в котором все
определено и ничего не оставлено без сознания и которое теперь потому только
смешно, что, лишенное движения, представляет собою как бы окаменевшее
прошедшее или египетскую мумию довременного общества. Нет, здесь в пример
идут разве какие-нибудь якуты, буряты, камчадалы, калмыки, черкесы, негры,
которые действительно ничего общего с человечеством не имели, которых
человечество не признает живою, кровною частию самого себя и для которых,
может быть, есть только будущее... Итак, разве Петр Великий - только потому
велик, что он был _русский_, а не потому, что он был также _человек_ и что
он более, нежели кто-нибудь, имел право сказать о самом себе: _я человек - и
ничто человеческое не чуждо мне_? {4} Разве мы можем сказать о себе, что
любим Петра и гордимся им, если мы не любим Александра Македонского, Юлия
Цезаря, Наполеона, Густава Адольфа, Фридриха Великого и других
представителей человечества? Что он к нам ближе всех других, что мы связаны
с ним более родственными, более, так сказать, кровными узами - об этом нет и
спора, это истина святая и несомненная; но все-таки мы любим и боготворим в
Петре не то, что должно или может принадлежать только собственно русскому,
но то общее, что может и должно принадлежать всякому человеку, не по праву
народному, а по праву природы человеческой. _Гений_, в смысле превосходных
способностей и сил духа, может явиться везде, даже у диких племен, живущих
вне человечества; но _великий человек_ может явиться только или у народа,
уже принадлежащего к семейству человечества, в историческом значении этого
слова, или у такого народа, который миродержавными судьбами предназначено
ему, как, например, Петру, ввести в родственную связь с человечеством. И
потому-то есть разница между великими людьми человечества и гениями племен
и, так сказать, _заштатных_ народов; есть великая разница между Александром
Македонским, Юлием Цезарем, Карлом Великим, Петром Великим, Наполеоном - и
между Аттилою, Чингисом, Тамерланом: первые должны называться _великими
людьми_, вторые - _les grands kalmuks_... {великие калмыки (монголы)
(франц.). - Ред.}
Да! Мы холодны к своему, равнодушны к родному, но не потому, чтоб
холодность и равнодушие лежали в нашей натуре, не потому, чтоб они были
каким-нибудь нашим недугом, а потому, что мы еще холодны и равнодушны к
общему, к мировому, которое заслонено от нас личным. Слово "интерес" мы еще
принимаем в смысле "выгоды", а не живого и страстного сочувствия ко всему
человеческому, в высшем и благороднейшем значении этого слова. Мы еще только
начинаем соглашаться, что не худо иногда, перед вистом, в ожидании, пока
подойдет _четвертый_, долженствующий дополнить партию, - поговорить и об
искусстве, и об истории, и о Наполеоне, и о Шекспире, словом - о "Байроне
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "(Россия до Петра Великого)"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"