Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
1811-1848

Навигация
Биография
Произведения
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (1)


Литературная критика "(Статьи о народной поэзии)"
Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "(Статьи о народной поэзии)"




СТАТЬЯ I

Общая идея народной поэзии

"Народность" есть альфа и омега эстетики нашего времени, как
"украшенное подражание природе" было альфою и омегою эстетики прошлого века
{1}. Высочайшая похвала, какой только может в наши дни удостоиться поэт,
самый громкий титул, каким только могут теперь почтить его современники или
потомки, состоит в слове "народный поэт". Выражения: "народная поэма",
"народное произведение" часто употребляются теперь вместо слов:
"превосходное, великое, вековое произведение". Волшебное слово, таинственный
символ, священный гиероглиф какой-то глубоко знаменательной, неизмеримо
обширной идеи, - "народность" заменила собою и творчество, и вдохновение, и
художественность, и классицизм, и романтизм, заключила в одной себе и
эстетику и критику {2}. Короче: "народность" сделалась высшим критериумом,
пробным камнем достоинства всякого поэтического произведения и прочности
всякой поэтической славы. Но все ли, говоря о народности, говорят об одном и
том же предмете? не злоупотребляют ли это слово? понимают ли его истинное
значение? Увы! С "народностью" сделалось то же, что некогда произошло с
"романтизмом" и со многими другими словами, которые потому именно и утратили
всякое значение, что слишком расширились в значении, которые сделались
непонятны ни для кого потому именно, что казались всем слишком понятными!
Чтоб уяснить значение слова "народность", мы должны изъяснить процесс
исторического развития идеи, заключающейся в этом слове, должны показать,
когда начали думать о "народности", что разумели под нею прежде и что должно
разуметь под нею в наше время.
Было время, когда все литературы только из того и бились, чтоб не быть
народными, но быть подражательными. Подражательность в литературе рождена
римлянами. Народ практический, народ меча и закона, римляне были обделены от
природы эстетическим чувством. Республика по справедливости могла гордиться
своим энергическим и благородным красноречием, которое родилось, выросло и
расцвело на республиканской почве, вместе с гражданственностию, и которое с
монархиею переродилось в реторику; но республика не имела поэзии как
искусства: вся ее поэзия заключалась в гражданской доблести, в великих делах
и подвигах свободного и могучего народа. О поэзии как искусстве римляне
узнали от греков, которые, умерши в настоящем, жили своим великим прошедшим,
в настоящем бесславии утешались прошедшею славою и, за неимением всякого
другого дела, изучали в школах памятники поэзии цветущего времени своей
истории, которое навсегда прошло для них. Завоевав труп некогда столь
прекрасной Эллады, варвар-римлянин впервые, так сказать, столкнулся с гением
ее дивного искусства и обошелся с ним истинно по-варварски: известно, что
консул Муммий, сожегши и разграбив великолепный Коринф, отправляя в Рим
статуи и картины, сделал с перевозчиком условие, по которому тот, в случае
утраты статуи или картины, обязывался представить взамен такую же, а
попорченную исправить на свой счет. Однако ж, несмотря на ненависть Марка
Катона к греческой философии и учености, вкус к ней начал быстро
распространяться в Риме. Знаменитые люди Рима той эпохи воспитываются
греческими выходцами; изучение греческой литературы делается необходимостию
для образованного римлянина. Но римская поэзия началась не прежде, как когда
Август затворил храм Януса и мертвым, обманчивым покоем заменил кровавые
волнения республики {3}. Отпущенный раб Гораций называл себя подражателем
Пиндара и, посвятив свою сговорчивую музу хвалению своего доброго барина,
благодетеля, отца и заступника, - Мецената, ввел в моду поэзию прихожих,
которая так восхищала французов до времен Восстановления {4}. Виргилий
потщился явить в своем лице римского Гомера - и, _чахоточный отец немного
тощей "Энеиды"_ {5}, с большим успехом перепародировал божественную
"Илиаду", или - как говорили эстетики прошлого века - весьма удачно
_подражал_ Гезиоду и Теокриту. Более его поэтический Овидий передавал в
своих стихах поэтические предания эллинской мифологии {6}. Впрочем, рабство
римлян в поэзии не было результатом только политического унижения:
национальный дух римлян всегда был чужд поэзии, и истинная, латинская
литература заключается в памятниках красноречия и исторических
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "(Статьи о народной поэзии)"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"