Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
1811-1848

Навигация
Биография
Произведения
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (31)


Критика "Сочинения Александра Пушкина. Статья третья"
Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Сочинения Александра Пушкина. Статья третья"






Батюшков далеко не имеет такого значения в русской литературе, как
Жуковский. Последний действовал на нравственную сторону общества посредством
искусства; искусство было для него как бы средством к воспитанию общества.
Заслуга Жуковского собственно перед искусством состояла в том, что он дал
возможность содержания для русской поэзии. Батюшков не имел почти никакого
влияния на общество, пользуясь великим уважением только со стороны записных
словесников своего времени, и, хотя заслуги его перед русскою поэзиею
велики, - однакож, он оказал их совсем иначе, чем Жуковский; Он успел
написать только небольшую книжку стихотворений, и в этой небольшой книжке не
все стихотворения хороши, и даже хорошие далеко не все равного достоинства.
{258} Он не мог иметь особенно сильного влияния на современное ему общество
и современную ему русскую литературу и поэзию: влияние его обнаружилось на
поэзию Пушкина, которая приняла в себя или, лучше сказать, поглотила в себя
все элементы, составлявшие жизнь творений предшествовавших поэтов. Державин,
Жуковский и Батюшков имели особенно сильное влияние на Пушкина: они были его
учителями в поэзии, как это видно из его лицейских стихотворений. Все, что
было существенного и жизненного в поэзии Державина, Жуковского и Батюшкова,
- все это присуществилось поэзии Пушкина, переработанное ее самобытным
элементом. Пушкин был прямым наследником поэтического богатства этих трех
маэстро русской поэзии, - наследником, который собственною деятельностию до
того увеличил полученные им капиталы, что масса приобретенного им самим
подавила собою полученную и пущенную им в оборот сумму. Как умели и могли,
мы старались показать и открыть существенное и жизненное в поэзии Державина
и Жуковского; теперь остается нам сделать это в отношении к поэзии
Батюшкова.
Направление поэзии Батюшкова совсем противоположно направлению поэзии
Жуковского. Если _неопределенность_ и _туманность_ составляют отличительный
характер романтизма в духе средних веков, - то Батюшков столько же
_классик_, сколько Жуковский _романтик_: ибо _определенность_ и _ясность_ -
первые и главные свойства его поэзии. И если б поэзия его, при этих
свойствах, обладала хотя бы столь же богатым содержанием, как поэзия
Жуковского, - Батюшков, как поэт, был бы гораздо выше Жуковского. Нельзя
сказать, чтоб поэзия его была лишена всякого содержания, не говоря уже о
том, что она имеет свой, совершенно самобытный характер; но Батюшков как
будто не сознавал своего призвания и не старался быть ему верным, тогда как
Жуковский, руководимый непосредственным влечением своего духа, был верен
своему романтизму и вполне исчерпал его в своих произведениях. Светлый и
определенный мир изящной, эстетической древности - вот что было призванием
Батюшкова. В нем первом из русских поэтов художественный элемент явился
преобладающим элементом. В стихах его много пластики, много
_скульптурности_, если можно так выразиться. Стих его часто не только слышим
уху, но видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной
драпировки. Жуковский только через Шиллера познакомился с древнею Элладою.
Шиллер, как мы заметили в предшествовавшей статье, смотрел на Грецию
преимущественно с романтической стороны ее, - и русская поэзия не знала еще
Греции с ее чисто художественной стороны, не знала Греции как всемирной
мастерской, через которую должна пройти всякая поэзия в мире, чтоб научиться
быть изящною поэзиею. В анакреонтических стихотворениях Державина
проблескивают черты художественного резца древности, но только
проблескивают, сейчас же теряясь в грубой и неуклюжей обработке целого. И
эти проблески античности тем больше делают чести Державину, что он, по
своему образованию и по времени, в которое жил, не мог иметь никакого
понятия о характере древнего искусства и если приближался к нему в
проблесках, то не иначе, как благодаря только своей поэтической натуре. Это
показывает, между прочим, чем бы мог быть этот поэт и что бы мог он сделать,
если б явился на Руси в другое, более благоприятное для поэзии время. Но
Батюшков сблизился с духом изящного искусства греческого сколько по своей
натуре, столько и по большему или меньшему знакомству с ним через
образование. Он был первый из русских поэтов, побывавший в этой мировой
студии мирового искусства; его первого поразили эти изящные головы, эти
соразмерные торсы - произведения волшебного резца, исполненного благородной
простоты
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Сочинения Александра Пушкина. Статья третья"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"