Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
1811-1848

Навигация
Биография
Произведения
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (12)


Критика "Сочинения Александра Пушкина. Статья четвертая"
Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Сочинения Александра Пушкина. Статья четвертая"





Имел он песен дивный дар
И голос шуму вод подобный.

Великие реки составляются из множества других, которые, как обычную
дань, несут им обилие вод своих. И кто может разложить химически воду,
например, Волги, чтоб узнать в ней воды Оки или Камы? Приняв в себя столько
рек, и больших и малых, Волга пышно катит свои собственные волны, и все,
зная о ее бесчисленных похищениях, не могут указать ни на одно из них, плывя
по ее широкому раздолью. Муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями
предшествовавших поэтов. Скажем более: она приняла их в себя, ка* свое
законное достояние, и возвратила их миру в новом, преображенном виде. Можно
сказать и доказать, что без Державина, Жуковского и Батюшкова Не было бы и
Пушкина, что он их ученик; но нельзя сказать и еще менее доказать, чтобы он
что-нибудь заимствовал от своих учителей и образцов или чтоб где-нибудь1 и в
чем-нибудь он не был неизмеримо выше их. Поэзия Державина была
преждевременною, а потому и неудавшеюся попыткою на народную поэзию. Могучий
гений Державина явился слишком не во-время и не мог найти в народной жизни
своего отечества какие-нибудь элементы, какое-нибудь содержание для поэзии.
Общество его времени хорошо понимало поэзию патронажства, лести и
угодничества; но о всякой другой поэзии не имело решительно никакого понятия
и, следовательно, не имело в ней никакой потребности, никакой нужды. Слава
Державина была основана не на общественном мнении, которого тогда не было ни
признака, ни тени, особенно в деле литературы; нет, слава Державина была
основана на просвещенном внимании немногих к его таланту. И если во всей
России того времени было человек десять или двадцать, более или менее
умевших ценить этот высокий талант, то остальные, человек сто или двести, из
которых состояла тогдашняя читающая публика, кричали о нем с голоса первых,
сами хорошенько не понимая собственного крика. Где ж тут было явиться
истинной поэзии и великому поэту? Правда, природа производит таланты, не
спрашиваясь времени и не справляясь, нужны они или нет; но ведь великие
поэты творятся не одной природою: они творятся и обществом, то есть
историческим положением общества. Думать, что поэта составляет один талант -
значит грубо ошибаться. Разумеется, прежде всего поэтом делает человека
талант; но к этому также необходимы еще и характер, и образование, и
направление, которые зависят от общества, среди которого является поэт. Чтоб
поэтически воспроизводить действительность, мало одного природного таланта:
нужно еще, чтоб под рукою поэта была поэтическая действительность. Хорошо
было грекам творить их изящные, исполненные идеальной красоты статуи, когда
греческие художники и на площадях, и на улицах, и на рынках беспрестанно
встречали то мужчин с головою Зевеса, с станом Аполлона, то женщин с
выражением величаво строгой красоты Паллады, с роскошными формами Афродиты
или обаятельною прелестью Харит. Только итальянским живописцам средних веков
был доступен идеал Мадонны, ибо тип ее они видели беспрестанно в прекрасных
женщинах своего богатого красотою отечества. Странное дело! Все понимают,
что нельзя сделаться великим живописцем, имея какой бы то ни было великий
талант, если в годы изучения искусства нет хороших натурщиков; все понимают,
что великий живописец, творя идеальную красоту, все-таки нуждается во время
своей работы в образце действительности; а никто не хочет понять, что точно
так же и для великих поэтов образцом их идеальных созданий служит тоже
окружающая их действительность. Природа творит великих полководцев, когда ей
угодно, и не только на случай войны, но без войны, и великий полководец
проживет весь свой век, даже и не подозревая, что он - великий полководец:
только во времена сильных движений общественных, люди, одаренные от природы
большими военными способностями, делаются великими полководцами. Чопорный,
натянутый Расин в древней Греции был бы страстным и глубокомысленным
Эврипидом; а во Франции, в царствование Людовика XIV, и сам страстный,
глубокомысленный Эврипид был бы чопорным и натянутым Расином. Таково влияние
истории и общества на талант. У нас этого не хотят и знать. Кричат о
Державине, что он гений; стихов его давно уже совсем не читают, а считают
чуть не безбожниками тех, кто осмеливается говорить, что теперь поэзия
Державина - слишком непитательная и невкусная пища для эстетического вкуса.
Повторяем не раз
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Сочинения Александра Пушкина. Статья четвертая"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"