Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
1811-1848

Навигация
Биография
Произведения
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (9)


Критика "Сочинения Александра Пушкина. Статья седьмая"
Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Сочинения Александра Пушкина. Статья седьмая"




Виссарион Белинский

Сочинения Александра Пушкина
Санктпетербург. Одиннадцать томов MDCCCXXXVIII-MDCCCXLI


"Цыганы" были приняты с общими похвалами, но в этих похвалах было
что-то робкое, нерешительное. В новой поэме Пушкина подозревали что-то
великое, но не умели понять, в чем оно заключалось, и, как обыкновенно
водится в таких случаях, расплывались в восклицаниях и не жалели знаков
удивления. Так поступили журналисты; публика была прямодушнее и
добросовестнее. Мы хорошо помним это время, помним, как многие были
неприятно разочарованы "Цыганами" и говорили, что "Кавказский пленник" и
"Бахчисарайский фонтан" гораздо выше новой поэмы. Это значило, что поэт
вдруг перерос свою публику и одним орлиным взмахом очутился на высоте,
недоступной для большинства. В то время как он уже сам беспощадно смеялся
над первыми своими поэмами, его добродушные поклонники еще бредили
_Пленником, Черкешенкою, Заремою, Мариею, Гиреем, Братьями-разбойниками_ и
только по какой-то робости похваливали "Цыган", или боясь скомпрометировать
себя, как образованных судей изящного, или детски восхищаясь песнию Земфйры
и сценою убийства. Явный знак, что Пушкин уже перестал быть выразителем
нравственной настроенности современного ему общества и что отселе он явился
уже воспитателем будущих поколений. Но поколения возникают и образуются не
днями, а годами, и потому Пушкину не суждено было дождаться воспитанных его
духом поколений - своих истинных судей. "Цыганы" произвели какое-то
колебание в быстро возраставшей до того времени славе Пушкина; но после
"Цыган" каждый новый успех Пушкина был новым его падением, - и "Полтава",
последние и лучшие две главы "Онегина", "Борис Годунов" были приняты
публикою холодно, а некоторыми журналистами с ожесточением и с
оскорбительными криками безусловного неодобрения.
Перелистуйте журналы того времени и прочтите, что писано было в них о
"Цыганах": вы удивитесь, как можно было так мало сказать о столь многом! Тут
найдете только о Байроне, о цыганском племени, о небезгрешности ремесла -
водить медведя, об успешном развитии таланта _певца Руслана и Людмилы_,
удивление к действительно удивительным частностям поэмы, нападки на будто бы
греческий стих: "И от судеб защиты нет", осуждение будто бы вялого стиха: "И
с камня на траву свалился", - и многое в этом роде: но ни слова, ни намека
на идею поэмы. {368}
А между тем поэма заключает в себе глубокую идею, которая большинством
была совсем не понята, а немногими людьми, радушно приветствовавшими поэму,
была понята ложно, - что особенно и расположило их в пользу нового
произведения Пушкина. И последнее очень естественно: из всего хода поэмы
видно, что сам Пушкин думал сказать не то, что сказал в самом деле. Это
особенно доказывает, что непосредственно творческий элемент в Пушкине был
несравненно сильнее мыслительного, сознательного элемента, так что ошибки
последнего, как бы без ведома самого поэта, поправлялись первым, и
внутренняя логика, разумность глубокого поэтического созерцания сама собою
торжествовала над неправильностью рефлексий поэта. Повторяем: "Цыганы"
служат неопровержимым доказательством справедливости нашего мнения. Идея
"Цыган" вся сосредоточена в герое этой поэмы - Алеко. А что хотел Пушкин
выразить этим лицом? Не трудно ответить: всякий, даже с первого,
поверхностного взгляда на поэму, увидит, что в Алеко Пушкин хотел показать
образец человека, который до того проникнут сознанием человеческого
достоинства, что в общественном устройстве видит одно только унижение и
позор этого достоинства, и потому, прокляв общество, равнодушный к жизни,
Алеко в дикой цыганской воле ищет того, чего не могло дать ему образованное
общество, окованное предрассудками и приличиями, добровольно закабалившее
себя на унизительное служение идолу золота. Вот что хотел Пушкин изобразить
в лице своего Алеко; но успел ли он в этом, то ли именно изобразил он?
Правда, поэт настаивает на этой мысли и, видя, что поступок Алеко с Земфирою
явно ей противоречит, сваливает всю вину на "роковые страсти, живущие и под
разодранными шатрами", и на "судьбы, от которых нигде нет защиты". Но весь
ход поэмы, ее развязка и особенно играющее в ней важную роль лицо старого
цыгана неоспоримо
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Сочинения Александра Пушкина. Статья седьмая"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"