Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
1811-1848

Навигация
Биография
Произведения
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (14)


Критика "Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая"
Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая"




В

Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому
рассмотрению такой поэмы, как "Евгений Онегин". {384} И эта робость
оправдывается многими причинами. "Онегин" есть самое задушевное произведение
Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие
творения, в которых Личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и
ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся
душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое
произведение, значит - оценить самого поэта во все" объеме его творческой
деятельности. Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма
имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение. С
этой точки зрения даже и то, что теперь критика могла бы с основательностию
назвать в "Онегине" слабым или устарелым, даже и то является исполненным
глубокого значения, великого интереса. И нас приводит в затруднение не одно
только сознание слабости наших сил для верной оценки такого произведения, но
и необходимость в одно и то же время во многих местах "Онегина", с одной
стороны, видеть недостатки, с другой - достоинства. Большинство нашей
публики еще не стало выше этой отвлеченной и односторонней критики, которая
признает в произведениях искусства только безусловные недостатки или
безусловные достоинства и которая не понимает, что условное и относительное
составляют форму безусловного. Вот почему некоторые критики добродушно были
убеждены, что мы не уважаем) Державина, находя в нем великий талант и в то
же самое время не находя между произведениями его ни одного, которое было бы
вполне художественно и могло бы вполне удовлетворить требованиям
эстетического вкуса нашего времени. Но в отношении к "Онегину" наши суждения
могут показаться многим еще более противоречащими, потому что "Онегин" со
стороны формы есть произведение в высшей степени художественное, а со
стороны содержания самые его недостатки составляют его величайшие
достоинства. Вся наша статья об Онегине будет развитием этой мысли, какою бы
ни показалась она с первого взгляда многим из наших читателей.
Прежде всего в "Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину
русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С
этой точки зрения "Евгений Онегин" есть поэма _историческая_ в полном смысле
слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Историческое
достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и
блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин является не просто поэтом
только, но и представителем впервые пробудившегося общественного
самосознания: заслуга безмерная! До Пушкина русская поэзия была не более,
как понятливою и переимчивою ученицею европейской музы, - и потому все
произведения русской поэзии до Пушкина как-то походили больше на этюды и
копии, нежели на свободные произведения самобытного вдохновения. Сам Крылов
- этот талант, столько же сильный и яркий, сколько и национально-русский,
долго не имел смелости отказаться от незавидной чести быть то переводчиком,
то подражателем Лафонтена. В поэзии Державина ярко проблескивают и русская
речь и русский ум, но не больше, как проблескивают, потопляемые водою
риторически понятых иноземных форм и понятий. Озеров написал русскую
трагедию, даже историческую - "Димитрия Донского", но в ней "русского" и
"исторического" - одни имена: все остальное столько же русское и
историческое, сколько французское или татарское. Жуковский написал две
"русские" баллады - "Людмилу" и "Светлану"; но первая из них есть переделка
немецкой (и притом довольно дюжинной) баллады, а другая, отличаясь
действительно поэтическими картинами русских святочных обычаев и зимней
русской природы, в то же время вся проникнута немецкою сентиментальностью и
немецким фантазмом. Муза Батюшкова, вечно скитаясь под чужими небесами, не
сорвала ни одного цветка на русской почве. Всех этих фактов было достаточно
для заключения, что в русской жизни нет и не может быть никакой поэзии и что
русские поэты должны за вдохновением скакать на Пегасе в чужие края, даже на
восток, не только на запад. Но с Пушкиным русская поэзия из робкой ученицы
явилась даровитым и опытным мастером. Разумеется, это сделалось не вдруг,
потому что вдруг ничего не
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"