Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
1811-1848

Навигация
Биография
Произведения
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)


Критика "Сочинения Александра Пушкина. Статья десятая"
Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Сочинения Александра Пушкина. Статья десятая"






Совершенно новая эпоха художнической деятельности Пушкина началась
"Полтавою" и "Борисом Годуновым". Хотя первая вышла в 1829 году, а последний
- в 1831 году, тем не менее их должно считать почти современными друг другу
произведениями, потому что "Борис Годунов" написан был гораздо раньше 1831
года, и знаменитая сцена между Пименом и Самозванцем была напечатана в
"Московском вестнике" 1828 года, небольшая сцена между Курбским и
Самозванцем - в "Северных цветах" на 1828 год, вышедших в 1827 году.
"Полтава" со стороны художественности относится к "Борису Годунову", как
_стремление_ относится к _достижению_. {399} Публика приняла "Полтаву"
холоднее, нежели прежние поэмы Пушкина; "Борис Годунов" был принят
совершенно холодно, как доказательство совершенного падения таланта, еще
недавно столь великого, так много сделавшего и еще так много обещавшего.
{400} Как тогда, так и теперь у "Бориса Годунова" были жаркие поклонники;
но, как тогда, так и теперь число этих поклонников было очень малочисленно,
а число порицателей - огромно. Которые из них правы, которые виноваты? Те и
Другие равно правы и равно виноваты, потому что, действительно, ни в одном
из прежних своих произведений не достигал Пушкин до такой художественной
высоты, и ни в одном не обнаружил таких огромных недостатков, как в "Борисе
Годунове". Эта пьеса была для него истинно ватерлооскою битвою, в которой он
развернул, во всей широте и глубине, свой гений и, несмотря на то, все-таки
потерпел решительное поражение.
Прежде всего скажем, что "Борис Годунов" Пушкина - совсем не драма, а
разве эпическая поэма в разговорной форме. Действующие лица, вообще слабо
очеркнутые, только говорят и местами говорят превосходно; но они не живут,
не действуют. Слышите слова, часто исполненные высокой поэзии, но не видите
ни страстей, ни борьбы, ни действий. Это один из первых и главных
недостатков драмы Пушкина; но этот недостаток не вина поэта: его причина - в
русской истории, из которой поэт заимствовал содержание своей драмы. Русская
история до Петра Великого тем и отличается от истории западноевропейских
государств, что в ней преобладает чисто эпический, или, скорее,
_квиэтический_ характер, тогда как в тех преобладает характер чисто
драматический. До Петра Великого в России развивалось начало семейственное и
родовое; но не было и признаков развития личного: а может ли существовать
драма без сильного развития индивидуальностей и личностей? Что составляет
содержание шекспировских драматических хроник? Борьба личностей, которые
стремятся к власти и оспоривают ее друг у друга. Это бывало и у нас: весь
удельный период есть не что иное, как ожесточенная борьба за великокняжеский
и за удельные престолы; в период Московского царства мы видим сряду трех
претендентов такого рода, но все-таки не видим никакого драматического
движения. В период уделов один князь свергал другого и овладевал его уделом,
потом, побежденный им, снова уступал ему его владение, потом опять
захватывал его; но в уделе от этого ровно ничего не изменялось: переменялись
лица, а ход и сущность дел оставались те же, потому что ни одно новое лицо
не приносило с собою никакой новой идеи, никакого нового принципа. Отсюда
объясняется, почему народонаселение того или другого княжества, того или
другого города с одинаковою ревностью билось и за старого князя против
нового, и за нового против старого. И одному богу известно, чем бы кончилась
для Руси эта _усобица_, если бы так кстати не подоспели татары. С одной
стороны, их жестокое и позорное иго гибельно подействовало на нравственную
сторону русского племени, а с другой - было для него благодетельно, потому
что чувством общей опасности и общего страдания связало разъединенные
русские княжества и способствовало развитию государственной централизации
через преобладание московского княжения над всеми другими. Единство более
внешнее, нежели внутреннее, но тем не менее все же оно спасло Россию! Иоанн
III, которого не без основания некоторые историки называют великим, был
творцом неподвижной крепости Московского царства, положив в его основу идею
восточного абсолютизма, столь благодетельного для абстрактного единства
созданной им новой державы. И этот великий, невидимому, переворот совершился
тихо и мирно, без всяких потрясений. {401} Иоанн III обнаружил в этом деле
гениальную односторонность,
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Сочинения Александра Пушкина. Статья десятая"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"