Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
1811-1848

Навигация
Биография
Произведения
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (18)


Рецензия "Современник. Том десятый"
Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Современник. Том десятый"




По смерти своего основателя "Современник" изменился во внешнем плане. К числу перемен относится помещение стихотворений отдельно от прозы, под особою нумерациею страниц1. Не думая нисколько вмешиваться в домашние распоряжения чужого и притом высоко уважаемого нами журнала, мы все-таки скажем, что такое распоряжение, при нынешнем состоянии стихотворства, не мояжет быть выгодно ни для какого журнала. А между тем оно сделано тремя журналами2. Но какие ж были следствия этого распоряжения? Обязавшись, так сказать, представлять публике в каждой книжке целое отделение стихотворений, журналист наполняет это отделение чем случится и даже не может сделать оговорки: "Просим не взыскать -- чем богаты, тем и рады". Строчки с рифмами смело выдаются за поэзию; условие подписки выполнено, потому что счет листов верен,-- а прочее сойдет с рук.
Во 2 No "Современника", кроме двух произведений Пушкина можно заметить только одно, подписанное знакомыми публике буквами -- "Г--ня Е. Р--на";3 обо всех остальных было бы слишком невеликодушно со стороны рецензента даже и упоминать.
"Сцена из Бориса Годунова" написана разностопными стихами и рифмами и этим резко отделяется от всего "Бориса Годунова", писанного пятистопным ямбом без рифм. В ней виден Пушкин, как и во всем, что ни вышло из-под его творческого пера; но потому ли, что мы в нее еще не вникнули, или потому, что это в самом деле так, только мы готовы думать, что великий художник не без основания исключил ее из "Бориса Годунова". Но, во всяком случае, помещением ее издатель выполнил свой долг перед публикою, и благодарность ему за это!4 В "Сыне отечества" говорят о существовании другой сцены, выключенной Пушкиным из его трагедии, сцены, где Бориса упрашивают принять венец: "Современник" должен решить нам, затеряна она или сохранена5. Другое стихотворение Пушкина, помещенное в этой книжке, есть лирическое -- "К женщине-поэту"6 -- вот оно:

Я слушал вас... Я прочитал
Сии небрежные созданья,
Где ваши томные мечтанья
Боготворят свой идеал.

Я пил отраву в вашем взоре,
В исполненных души чертах,
И в вашем милом разговоре,
И в ваших пламенных стихах.

Соперницы заветной розы
Блажен бессмертный идеал!
Стократ блажен, кто ей внушал
Единый стих и много прозы.

Есть что-то лелеющее чувство, какая-то дивная, таинственная гармония в этом стихотворении, гармония, состоящая не в подборе звуков, не в гладкости стиха, но во внутренней, сокровенной жизни, которою оно дышит. И какая простота!..
Хороших статей в прозе и теперь в "Современнике" больше, чем посредственных; о последних мы умолчим7, а о первых поговорим.
"Перемещение университета в Санкт-Петербурге" -- интересная в фактическом отношении и хорошо изложенная статья. "Князь Потемкин-Таврический", отрывок из V части "Истории России" г-жи Ишимовой, представляет собою статью, которая по прелести и искусству изложения может служить украшением всякому журналу. "Государства Скандинавского севера" и "Папа Григорий VII и император Генрих IV" -- два отрывка из нового исторического труда г. Шульгина возбуждают живой интерес и желание прочесть сочинение вполне.
Но самые интересные статьи во второй книжке "Современника", это -- "Александр Сергеевич Пушкин" и "Хроника русского в Париже". Первая содержит в себе несколько драгоценных фактов о жизни и характере великого нашего поэта и отличается многими светлыми взглядами на его произведения. Статью эту можно назвать взглядом на жизнь нашего поэта8. "Хроника русского в Париже" по-прежнему отличается калейдоскопическою занимательностию. Остановимся на ней, чтобы позабавиться вертлявою и суетливою деятельностию французов9.
Уж старая новость, что Кине написал плохую, напыщенную поэму, в которой фальшивым голосом воспел Наполеона:10 поэма давно забыта везде, а во Франции, как водится, прежде, нежели где-нибудь. И вот Кине написал трилогию или драму "Прометей". То-то должен быть славный пузырь, если только не лопнул до печати!11 и он читал ее на вечере, где в числе слушателей были Шатобриан и Ампер. Первый находит излишнюю роскошь в описательных формах и уподоблениях; второй думает, что поэма была бы вдвое лучше, если б была вдвое меньше: истинно французская критика, лучше которой для французского поэтического произведения ничего не может быть!
Жерюзе открыл курс о французской словесности в начале XVII столетия. Он начнет Ронсаром и продолжит до Корнеля. Кажется, что бы много говорить
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "Современник. Том десятый"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"