Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
1811-1848

Навигация
Биография
Произведения
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (10)


Театральная критика "И мое мнение об игре г. Каратыгина"
Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "И мое мнение об игре г. Каратыгина"




1

В нашей вялой и прозаической жизни всякая новость возбуждает всеобщее
внимание и сильно занимает собою умы всех и каждого. К числу таких новостей
принадлежит вторичный приезд в Москву знаменитых петербургских артистов,
Каратыгиных {92}. Кто не помнит, как засуетилась наша белокаменная во время
их первого приезда, какая была давка у театра, как трудно было доставать
билеты, как толковали и спорили об игре любимцев петербургской публики и в
аристократических гостиных и гостиницах, и в плебейских горницах и
трактирах, и на улицах и перекрестках? Кто не помнит знаменитого турнира, на
котором было переломлено столько копий и pour и contre {За и против. - Ред.}
во имя Каратыгиных П. Щ. и г. Шевыревым и ареною которого была "Молва" {93}.
Кто не помнит, как г. Шевырев, после нескольких упорных и утомительных
схваток, оставил поле битвы и не кончил сражения, обидевшись невежливостию
своего хладнокровного и несговорчивого противника, не хотевшего поднять
забрала своего шлема и провозгласить своего рода и имени?.. Оно, кажется,
тут бы не на что претендовать: ведь журнальные турниры совсем не то, что
рыцарские турниры. Благородные рыцари почитали предосудительным для себя
сражаться с безымянными противниками, ибо вменяли в бесчестие подвергать
свое благородное тело невежливым ударам какого-нибудь плебея и не видели
никакой для себя славы в победе над противником незнатного рода и племени;
но в литературе геральдика вещь совершенно посторонняя; в ней важны дела, а
не имена. Но всем уже известно, что г. Шевырев скрепу критических статей
именами их авторов почитает самым верным для избежания от _наветов,
коварства_ и _недобросовестности критики_ и крепко убежден, что критик,
скрывающий свое имя, непременно должен иметь какие-нибудь недобрые умыслы в
отношении к своему противнику... Как бы то ни было, дело не о том... и
потому я обращаюсь к предмету моей статейки, под которой, однако, не
подписываю полного моего имени, ибо хочу высказать мое мнение, а не блеснуть
моим именем, которое очень неважно и до которого посему никому нет дела.
Итак, всем памятны шум и движение, произведенные прежним приездом в
Москву г-на и г-жи Каратыгиных... Такое же ли точно действие произвел
теперешний их приезд? Кажется, что нет. Правда, и теперь по утрам ужасная
давка при раздаче билетов, и теперь ходенем ходит огромный Петровский театр
от грома рукоплесканий нашей доброй и не слишком взыскательной публики, и
теперь в той же самой "Молве" вышел к арене таинственный г. П. Щ. {94}, но
рукоплескания уже не так единодушны и дружны, уже часто они прерываются и
заглушаются ропотом неудовольствия; но таинственный г. П. Щ. что-то
решительнее и резче, хладнокровнее и насмешливее в своем тоне и пока еще не
встретил ни одного противника... Что бы это значило?.. Неужели г. Каратыгин,
этот артист, так горячо любящий свое искусство, так глубоко и усердно
изучающий его, вместо того чтобы итти вперед, пошел назад и сделался хуже?..
Нет: он все тот же, но уже не те обстоятельства: к нему присмотрелись,
его разглядели, а прелесть новости потеряла свою магическую силу. Вот и
разгадка этой загадки. В искусстве есть два рода красоты и изящества, так же
точно, как есть два рода красоты в лице человеческом. Одна поражает вдруг,
нечаянно, насильно, если можно так - сказать; другая постепенно и неприметно
вкрадывается в душу и овладевает ею. Обаяние первой быстро, ко не прочно;
второй - медленно, но долговечно; первая опирается на новость, нечаянность,
эффекты и нередко странность; вторая берет естественностию и простотою.
Марлинский и Гоголь - вот вам представители того и другого рода красоты в
искусстве. Я не отрицаю таланта в г. Марлинском и пока еще не вижу гения в
г. Гоголе, но хочу только показать разность между талантом _случайным_, то
есть развившимся вследствие или обстоятельств жизни, или направления,
полученного с детства, и талантом самобытным, не зависимым от обстоятельств
жизни. Первый всему обязан образованием, а без него ничего не значит;
второму образование дает обширнейший круг действия и возвышает его взгляд на
природу, но не усиливает его ни на волос. Шекспир и Вольтер - вот два
драматурга, оба с талантом, но один невежда, а другой всезнайка - нужно ли
тут слишком распространяться? Но изо всех признаков, которыми отличается
талант природный от таланта случайного, для меня разительнее следующий:
талант самобытный всегда успевает, когда не выходит из своей сферы, когда
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Белинский Виссарион Григорьевич - Произведения - "И мое мнение об игре г. Каратыгина"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"